Любое предприятие зависит от качества продукции, которую она производит, особенно в виду жесткой конкуренции на рынке. Для каждого предприятия вопрос «Как угодить потребителю» всегда остается открытым, так как для успешного ведения бизнеса всегда требуется регулярно улучшать качество продукции и услуг.
Система менеджмента качества (СМК) является мощным инструментом для организации и функционирования успешной управленческой системы.
СМК включает в себя:
- взаимосвязь и взаимодействие всех процессов на предприятии;
- организационные и технические мероприятия;
- цели;
- элементы планирования;
- высококвалифицированный персонал;
- механизмы управления основными средствами;
- механизмы управления производством;
- механизмы управления проектной деятельностью.
Разработка СМК
Разработка и внедрение СМК, бесспорно, процесс не простой и требует не мало трудозатрат и ответственного подхода. В первую очередь для успешного внедрения СМК должна быть высокая заинтересованность у высшего руководства компании в предоставлении высокого качества продукта или услуги, а так же повышения конкурентоспособности.
Этапы процесса оценки и диагностики при внедрении СМК:
- Исследование организационной системы предприятия (роль и функции работников;
- Выявление ключевых процессов, которые влияют на качество конечной продукции и услуг);
- Исследование результативности рабочих инструкций;
- Оценка результатов регистрации информации о качестве исполнения процессов в отчетных документах;
- Анализ действий по управлению рабочими процессами и допустимости восстановления хода производства продукции по ее маркировке;
- Оценка мотивации персонала предприятия;
- В результате анализа всех рабочих процессов производится отчет, в котором содержится информация о слабых и сильных сторонах деятельности компании и предоставляются рекомендации для руководства по ее совершенствованию.
Внедрение СМК
Первый этап внедрения СМК включает в себя определение требований и ожиданий руководства компании, потребителей, партнеров и т. п.
На втором этапе строится стратегия и политика в области менеджмента качества. Далее выявляются нужные для реализации данной стратегии рабочие процессы, способы оценки эффективности с позиции качества.
На заключающем этапе проводится внутренний аудит и измерение по необходимым показателям, в случае обнаружения несоответствия, осуществляются определенные действия для их устранения, а так же действия по улучшению показателей эффективности СМК.
Содержание разработки СМК на стандарт ИСО 9001
- Инструкция по описанию процессов СМК;
- Управление документами СМК. Основные положения;
- Управление записями;
- Внутренний аудит;
- Корректирующие действия;
- Предупреждающие действия;
- Анализ СМК высшим руководством;
- Закупка (поставка) МТР;
- Организация выполнения и сдачи работ на объекте;
- Управление персоналом;
- СОУТ.